Убеждать родителей в том, что для обеспечения безопасности ребенка в автомобиле его необходимо перевозить в детском автокресле, сегодня уже не требуется. Но покупатели сталкиваются с выбором из огромного количества марок и моделей детских удерживающих устройств, значительно различающихся по внешнему виду и по цене. Запутаться при таком разнообразии легко, поэтому попробуем разобраться в деталях.
Классификация детских автокресел
Известно, что в зависимости от веса и возраста ребенка детские автокресла делятся на группы, причем более важное значение при подборе группы имеет вес, а не возраст. В настоящее время существуют следующие весовые группы автокресел:
- автолюльки 0 до 9 кг и 0+ до 13 кг
- кресла группы 0-1 (до 18 кг)
- кресла группы 1 (от 9 до 18 кг)
- кресла группы 1-2 (от 9 до 22 кг)
- кресла группы 1-2-3 (от 9 до 36 кг)
- кресла группы 2-3 (от 15 до 36 кг)
- бустеры группы 3 от 22 до 36 кг
Чем более универсальная группа, т.е. чем больший весовой диапазон она охватывает, тем с большим количеством компромиссов придется мириться. По уровню безопасности и комфорта, за редким исключением, узкоспециализированное детское автокресло также будет превосходить любое универсальное.
Автолюльки группы 0 и 0+
Автолюльки следует выбирать для ребенка с рождения. Они различаются габаритами: легкие, но с меньшим внутренним объемом люльки группы 0 прослужат до 9 кг или ориентировочно до 9 месяцев. В полноразмерные же модели группы 0+ малыш будет помещаться до 13 кг или до 1-1,5 лет. При этом в небольших люльках весом до 3 кг действительно достаточно легко переносить ребенка. Если же переноска ребенка в автолюльке не планируется, лучше выбирать полноразмерные модели, вес которых бывает 4-6 кг, поскольку вместе с ребенком переносить такое изделие уже будет затруднительно.
Автокресла группы 0-1
Если вес чада 6-8 кг, стоит задумываться о приобретении детского автокресла универсальной группы 0-1. Ведь из люльки малыш почти вырос, да и мышцы его уже достаточно окрепли, чтобы ездить в кресле, но до группы 1 при этом он еще не дорос. Модели группы 0-1 могут устанавливаться как против хода движения до достижения веса 10-13 кг, так и по ходу вплоть до 18 кг. Они имеют многоступенчатую регулировку наклона всей чаши автокресла. При установке против хода движения малыш в них находится в положении полулежа, что соответствует максимальной безопасности. По ходу движения максимальный наклон уже использовать не рекомендуется, ребенок должен находиться в положении полусидя.
Автокресла группы 1
При весе 9-12 кг с точки зрения безопасности лучше приобретать автокресло группы 1. Ребенок еще недостаточно окреп, поэтому в универсальной группе 1-2-3 с менее удобным положением наклона ездить ему будет некомфортно. Хотя автомобильные сидения группы 1 устанавливаются уже только по ходу движения, у них еще предусмотрены достаточно широкие возможности по организации наклона всей чаши. Да и цельный корпус с точки зрения безопасности более надежен, чем разделенный на спинку и сиденье. В отличие от группы 0-1 у данной категории автокресел обычно предусмотрен больший внутренний объем.
Автокресла группы 1-2-3
А вот при весе 13-15 кг рациональнее рассматривать универсальную группу 1-2-3. Мышцы ребенка уже достаточно окрепли, из автосидения первой группы он в скором времени вырастет, а до группы 2-3 без внутренних ремней он еще не дорос. Универсальные детские автокресла являются трансформерами. До 15-18 кг ребенок в них удерживается внутренними ремнями или столиком безопасности, а само кресло – штатными автомобильными (инновационной системой крепления Isofix трансформеры обычно не комплектуются). После указанного веса внутренние ремни демонтируются и ребенок вместе с автокреслом удерживается штатными ремнями, т.е. кресло, по сути, трансформируется в группу 2-3. После 24 кг в случае, если ребенок уже не помещается в плечах, спинку автокресла обычно можно демонтировать. Останется одно сидение, т.е. удерживающее устройство трансформировалось в бустер группы 3.
Убирать спинку автомобильного кресла необходимо в крайнем случае, поскольку она обеспечивает боковую защиту, а подголовник поддерживает голову ребенка во время отдыха. Без него ребенок во сне будет «висеть» на ремнях с опущенной на грудь или на бок головкой, удобства в таком положении, поверьте, мало.
Автокресла группы 2-3
Начиная с 15-18 кг используются автомобильные сидения группы 2-3. Как было сказано выше, они отличаются от универсальной группы 1-2-3 отсутствием внутренних ремней, которые не рассчитаны на удержание подростка весом более 18 кг. Поэтому ребенок вместе с креслом удерживается штатными ремнями автомобиля. Предназначение детского автокресла в этом случае заключается в том, чтобы приподнять достаточно окрепшего, но еще не доросшего до штатных автомобильных ремней ребенка, а также обеспечить ему боковую защиту и поддержку головы во время сна.
Если у автокресла предусмотрена система крепления Isofix, а в автомобиле соответствующие скобы между спинкой и сидением, то кресло само по себе может крепится к этим скобам. Такая фиксация имеет два преимущества. Во-первых, без ребенка не надо дополнительно закреплять автокресло штатными ремнями, оно и так прочно зафиксировано. Во-вторых, при фронтальных ударах и резком торможении кресло не будет по инерции давить сзади на ребенка своим многократно возросшим весом.
Отличие дорогих автокресел от дешевых
Существенные различия в цене между автокреслами одной группы объясняются несколькими факторами:
- Функциональность и количество опций. Например, наличие Isofix, возможность регулировать не только высоту подголовника, но и ширину боковой защиты, глубину сидения, способ изменения наклона и т.д.
- Материалы конструкции и внешнего покрытия. Естественно детские автокресла Recaro, выглядящие так престижно из-за обивки из микрофибры или замши, в изготовлении дороже моделей со стандартными синтетическими материалами. Кроме того, корпус детского сидения может состоять просто из пластика, на который натянута обивка (причем качество пластика тоже имеет значение), а может быть снабжен прочным алюминиевым каркасом, вставками из демпфирующих материалов, поглощающих энергию удара и не оставляющих синяков, амортизирующей сеткой в сидении и т.д.
- Результаты краш-тестов. Процедура тестирования достаточно дорога, позволить себе участвовать в краш-тестах всемирно признанных организаций могут далеко не все фирмы-производители. При этом хорошие оценки таких независимых экспертных клубов, как ADAC, для многих покупателей являются определяющим критерием. Понятно, что при получении достойных оценок производители автокресел не преминут воспользоваться этим.
- Известность бренда. Среди производителей детских автокресел безусловными лидерами являются немецкие компании Romer, Recaro и Kiddy. Помимо престижности и статусности бренды такого уровня позволяют не сомневаться в качестве и максимальной безопасности изделия, за которые производитель несет ответственность своей репутацией.