Как поменять маслосъемные колпачки

maslosemnye_kolpachki_na_vaz-2281747

Рассмотрим замену маслосъемных колпачков на примере нашего любимого народом конструктора, без которого было бы скучно жить

Двигатели ВАЗ, устанавливаемые на модели с задним и полным приводом, имеют одно весьма слабое место это маслосъемные колпачки, при износе которых расход масла и дымность выхлопа повышаются на порядок. Причем происходит это довольно часто, и периодичность их замены сравнима с периодичностью замены свечей зажигания.

Операция по замене этих мелких деталей довольно трудоемкая и требует применения специального инструмента, о приобретении которого стоит позаботиться заранее. Рассмотримм порядка проведения работы.Действуем в следующей последовательности: 1. Снимаем крышку воздушного фильтра и откручиваем корпус от карбюратора ключом на 8. А чтобы снять его, нужно отсоединить шланги подвода воздуха и системы вентиляции картера. 2. Закрываем карбюратор технологической заглушкой или чистой ветошью, отсоединяем от него все шланги, патрубки и тяги, а затем с помощью ключа на 13 ; снимаем карбюратор со впускного коллектора. 3. Гайки крепления клапанной крышки отворачиваем ключом на 10 ;, предварительно отсоединив все проходящие через нее шланги. Снимаем крышку, стараясь не повредить прокладку, и выворачиваем все свечи из головки блока. 4. Вращая коленчатый вал ключом или рукояткой за храповик, выставляем первый цилиндр в верхнюю мертвую точку на такте сжатия, контролируя положение по меткам на шкиве привода генератора ; и на звездочке привода распределительного вала ;. 5. Разгибаем с помощью плоской отвертки стопорную шайбу болта крепления звездочки распредвала, включаем в коробке заднюю передачу, надеваем накидной ключ или головку и резким ударом (чтобы звездочка не провернулась) ослабляем болт ;. Если таким способом отвернуть не удалось, то нужно застопорить коленчатый вал за маховик. 6. Ослабляем колпачковую гайку натяжителя цепи, вставляем монтажную лопатку между башмаком и цепью и, поднимая ее вверх, отжимаем башмак. В этом положении затягиваем колпачковую гайку. 7. Снимаем звездочку с распредвала рукой или ударом по ней любым деревянным предметом киянкой или рукояткой молотка. Цепь на ней желательно зафиксировать проволокой. 8. Ослабляем контргайки клапанов ключом на 17 ; и заворачиваем до конца регулировочные гайки ключом на 13 ; . 9. Тем же ключом отворачиваем гайки крепления постели распредвала и снимаем его со шпилек в сборе ;. Отверстие между звездочкой и первым клапаном после этого желательно заложить ветошью, чтобы при демонтаже сухарей не уронить их в поддон. 10. Снимаем рокеры с пружинами с клапанов первого цилиндра, для чего приподнимаем рокер с головки регулировочного болта, сдвигаем в сторону клапаны, опускаем вниз и выводим из зацепления с пружиной ;, а затем снимаем и саму пружину. После этого желательно положить детали так, чтобы не перепутать и установить потом на прежние места. 11. Под один из клапанов через свечное отверстие вставляем любой подходящий по длине предмет, чтобы он не проваливался. Лучше всего, дабы не повредить резьбу в свечном отверстии, на эту роль подходит круглый пруток припоя, который к тому же легко гнется и не царапает поверхности. 12. С помощью специального приспособления для рассухаривания, закрепив его на подходящей по расстоянию шпильке, отжимаем пружину клапана ;и пинцетом вынимаем сухари из шайбы. 13. Пружины снимаем и получаем доступ к маслосъемному колпачку. Его лучше выпрессовывать специальным съемником или, если соблюдать определенную осторожность, пассатижами. 14. На стержень клапана надеваем полиэтиленовую направляющую втулку, прилагаемую в комплекте, а на нее, в свою очередь, новый колпачок, смазав его внутри моторным маслом. Если втулки в комплекте нет, то желательно сначала снять с колпачка пружинное кольцо и только затем устанавливать его на стержень клапана. 15. Через специальную оправку запрессовываем молотком колпачок до упора, а определить, когда колпачок попал на свое место, можно по звуку ударов (глухой меняется на звонкий). Кстати, оправку следует подбирать по диаметру наружной жесткой обоймы колпачка, и в качестве таковой может использоваться обычная головка. 16. Надеваем на колпачок пружинное кольцо, если оно снималось, ставим на место пружины и засухариваем клапан точно так же, как и рассухаривали. 17. Те же операции проделываем и на втором клапане первого цилиндра, а затем и на клапанах четвертого цилиндра. 18. Проворачиваем коленвал на 180 градусов (распредвал при этом повернется на 90 градусов) и меняем колпачки на клапанах второго и третьего цилиндров. 19. Возвращаем коленчатый вал на место, чтобы метки на звездочке и постели распредвала совпали. Гайки крепления последнего затягиваем моментом 1,87 2,3 кгс в порядке, указанном в руководстве по эксплуатации (от середины к краям).

20. После установки звездочки на распредвал и ослабления гайки натяжителя цепи проворачиваем коленвал на 360 градусов, проверяем совпадение меток на звездочке, затягиваем и стопорим ее болт (момент затяжки 4,2 5,2 кгс м).

21. Натягиваем цепь, регулируем зазоры клапанов в порядке, указанном в руководстве, и осуществляем обратную сборку.

Все, можно заводить двигатель, но не забывайте, что колпачкам еще требуется время для притирки и первое время расход масла может быть еще чуть выше. Если же расход масла и потом остается на прежнем уровне, то пора уже менять маслосъемные поршневые кольца.