Как составить бизнес план

Начнем с того, что определим роль самого бизнес-плана и подробно расскажем о том, как написать бизнес-план. Он являет собой полное описание того предприятия, для которого вы его составляете, а также прогнозирует его деятельность. Этот документ является официальным заявлением на получение какой-либо материальной помощи для предприятия.

Если бизнес-план составлен грамотно, то он оправдает три свои основные задачи. Первая — обозначение общих целей для менеджеров. Вторая задача — возможность поразмыслить над осуществимостью проекта, так как все мысли на бумаге и уже есть наглядный пример будущей компании. Бизнес-план может быть репетицией вашего предприятия, поэтому на этой стадии можно много чего исправить и переделать. И наконец, этот документ должен привлечь потенциальных инвесторов, которые всего лишь бегло просматривают бизнес-план, так как времени у них уж очень мало.

Бизнес-план должен быть ясным, кратким и полностью характеризовать будущее предприятие. Чтобы написать бизнес-план, потребуются большие затраты времени и денег. Многие будущие предприниматели просят выполнить бизнес-план на заказ, получают в итоге 30-40 страниц текста, в котором не раскрыта даже малейшая суть задуманного.

Для бизнес-плана важна не только прозрачная и аккуратная концепция, но также важно и то, чтобы с первых строк было ясно, какими конкурентными преимуществами будет обладать проект в своей сфере. Это очень важно, ведь многие венчурные фонды именно на это обращают внимание, поэтому старайтесь все выразить на первых строках.

Вы обязательно должны указать следующее: ценность составляемого проекта, почему покупатели захотят платить за этот товар или именно за эту услугу, сколько конкретно денег понадобится для старта, как будет развиваться и расти проект, возможные риски и пути их решения, кто является конкурентом и партнером предприятия, какой состав команды. Также не забудьте указать все возможные источники доходов и расходов. Есть два основных вопроса, на которые у вас должен быть ответ: какова прибыль проекта и когда компания начнет приносить доход. Написать бизнес-план без финансового раздела или раздела детального прогнозирования просто невозможно.

Если это начинающая компания, которая располагает ограниченными средствами, то решающее значение составляет отчет о движении денежных средств. В этих средствах и должна отражаться дебиторская и кредиторская задолженность по каждому кварталу. Совет от бывалого: если предприятие прибыльное, то оно также может погибнуть, ведь прибыль — это еще не наличные. Когда бизнес-план отшлифован до блеска, то его не нужно прятать в пыльный ящик, а следует каждый раз просматривать его и анализировать, где вы были неправы и чего вам стоила эта ошибка.

Прежде чем написать бизнес план, нужно проверить рынок. Этим вы проанализируете свою идею на уникальность и на конкурентоспособность. Когда производственный план и план организации работы предприятия составлены, можно приступать к маркетинговому разделу. Это рекламный ход, рынок покупателей, цена товара или услуги, решение по продвижению товаров или услуг предприятия.

Хотелось бы предложить вам структуру бизнес-плана, которая является очень распространенной среди начинающих предпринимателей. Это титульный листок, резюме, подробное описание компании, описание услуг или продукции, производственный, организационный и финансовый планы, маркетинговый раздел, риски и гарантии предприятия, значение проекта для города, приложения и дополнения к бизнес-плану. Конечно, структура может меняться в зависимости от ваших предпочтений или от требований венчурных компаний. Не забывайте, что краткость — сестра таланта, поэтому писать ни о чем на 40 листов не стоит. Пусть это будет 20 страниц текста, но понятного, конкретного и «работающего» текста.